Летопись I.

История песни "Баллада повешенных"
или
о Франсуа Вийоне, беглых каторжниках и средневековом Париже

Он всю жизнь жил в нищете, скитаясь по парижским кабакам, где под лютню исполнял свои стихи... Часто без крова и пищи ночевал на булыжниках парижских улиц...
 
Однажды какие-то лихие люди в одной из харчевен, послушав его песни, накормили его, напоили и пригласили к себе... в банду. Это были то ли беглые преступники, то ли скитающиеся монахи-доминиканцы. Их символом была ребристая ракушка, которую каждый из них носил в виде кулона на шее. Так они друг друга и узнавали.
 
И вот Вийон стал одним из них. Первым, что он сделал, ограбил вместе с ними свою "альма-матер" - коллеж при монастыре, где в ручной работы сейфе-сундуке с хитроумнейшим замком хранилось золото монастыря... Но кто возьмется его теперь за это осуждать?..
 
Где-то в возрасте тридцати с небольшим он покинул Париж, не найдя там для себя места... И дата его смерти никому не известна, она находится где-то между 1462 и 1493 годами. Драма состоит в том, что примерно в то время, как он покинул город, вести о том, что Гуттенберг изобрел свой первый печатный станок, достигли Парижа.
 
Заученные народом стихи Вийона стали печатать и распространять очень большими тиражами. Он стал самым известным поэтом Франции того времени, поистине народным поэтом, и был бы очень богатым человеком, ему не пришлось бы заниматься грабежом и разбоем... Но он об этом так никогда и не узнал.
 
Песня написана на его стихи - в которых он обращается от имени повешенных преступников (то есть, себя и своих друзей) к прохожим. Ведь тогда висельников так и оставляли на всеобщее обозрение на много-много дней.
 
Замечательный перевод с французского языка - Ильи Эренбурга, известного российского советского писателя, поэта и переводчика.

Летопись II.

O "Скандинавской саге"

Фьорд (fjord - норв.) - мн.ч. фьорды - узкие глубокие морские заливы с высокими крутыми и скалистыми берегами. Возникают в результате обработки ледником и последующего затопления морем речных долин и тектонических впадин. Длиной до 200 км и более, глубиной до 1000 м. Развиты в Норвегии, Гренландии, Чили и нек. других странах.

Норманны - (досл.) северные люди - викинги, варяги. Хе, и еще одно, из-за чего возникли споры: не имеют ничего общего (кроме, возможно, тех, кто ее основал) с исторической областью на севере Франции (Нормандией).

Валгалла - рай героически павших в бою воинов, где они пируют в вечной неге (сканд. миф.) Находится в Асгарде.

Один - верховный бог скандинавов.

Валькирии - красивые, но агрессивные летающие девушки, уносящие души павших воинов с поля битвы в Валгаллу. Девушек для этой цели Один похищал с земли. Среди них была и знаменитая Брюнхильд (она же Брунгильда из "Золота Рейна" - сюжет был сдернут со скандинавского эпоса :)))).

Хугин - один из воронов Одина
Фреки - один из волков Одина

Хель - ад.

Ясень Иггдрасиль - священный ясень скандинавов, под корнями которого находится Хель.

Гьёлль - река мертвых перед воротами в Хель.

Дева Модгуд - женщина-страж моста через Гьёлль перед воротами в Хель.

Тор - бог- покровитель воинов, сын Одина, один из самых почитаемых богов в скандинавской мифологии. Если вы слышите гром, находясь в Скандинавии - знайте - это молот Тора.

Летопись III.

"Зеленые рукава"

Когда-то давно, примерно 600 лет назад... Одному прекрасному одаренному человеку довелось сочинить красивую загадочную мелодию. Возможно, что он же сочинил и слова, но слова эти, во многом абстрактные, уступают музыке - хрустальной, загадочной, этакой typical english или как это сказать грамотно?
Думаю, сочинил ее какой-то бедный бродячий менестрель или вагант, затерявшийся средь аглийских холмов в поисках мудрости философии или богословия, а, может, безвестная уличная танцовщица или певица... Как обычно рождаются самые красивые народные мелодии и песни?..
 
Но потомки приписали авторство песни королю - Генриху VIII, и якобы посвятил он сию композицию отвергшей его возлюбленной Анне Болейн. Уж слишком изысканная мелодия получилась..
Но тогда возникает вопрос - а почему, собственно, Зеленые рукава? Почему не красные, не золотые, какие носила знать, не синие?
 
Собрав отрывочные сведения из всяческих источников, обнаружила версию, что зеленые платья с зелеными же рукавами когда-то давно в Англии носили женщины свободных нравов и такого же поведения.
Они не принадлежали никому и принадлежали всем сразу, а зеленые платья якобы помогали своим цветом скрывать следы травы, где предавались запретной любви.
А другая версия - сочетающаяся с первой - что зеленые платья просто очень практичны в силу своего цвета, и носили их женщины и девушки незнатного происхождения... И вроде бы словосочетание "зеленые рукава" было синонимом бедности, невысокого достатка и одновременно свободного волеопределения. Этакий символ плебейской гордости.
 
И вот об этом написался очередной русскоязычный вариант на эту прекрасную древнюю мелодию.
 
Решила, что это объяснение будет получше истории о Генрихе, который по непонятной причине неожиданно воспел чьи-то зеленые рукава (да простит меня Генрих (и все его восемь жен), ежели песню сочинил все же он!